НАРОД
Любите свой
лица
Илья Сергеевич Глазунов
Сегодня имя Ильи Глазунова - своего
рода лакмусовая бумажка, которая
сразу выявляет мировоззрение
человека. Не случайно один из
великих писателей современности
недвусмысленно сказал: "Тот, кто
против Глазунова, тот против России. И
наоборот".
Глазунов
Я написал последнюю работу
Россия, проснись!”, про меня сразу пишут “черная аура национализма”. В чем национализм? Я за все народы, но, конечно, я прежде всего люблю свою мать. Это естественно. Я прежде всего люблю Россию и свой русский народ. Почему в любви черная аура? Хочу в книге “Распятая Россия” рассказать правду о себе и своей жизни. Я даже не борюсь ни с кем. А утверждаю. Говоря о себе, я высказываю свое кредо, свое понимание России. Свое знание истории России. Отрицаются целые века русской истории. Это мой протест против искажения русской истории. Взгляд на то, что есть искусство.
Глазунов:"Поднимите
пожалуйста руки, кто не
сможет нарисовать чёрный
квадрат
".
Только один из присутствующих
поднял руку - некто по фамилии
Малевич. Но он оказался
глухо-слепо-немой и просто не
расслышал вопроса.
 
А ведь поделки подобные
"чёрному квадрату" сегодня
приподносятся как шедевры
мирового искусства.
 
Глазунов: "Сегодня конъюнктура
- быть авангардистом".
 
Патриоты разбиты на группки, на кланы. Я не принадлежу ни к кому. Ни к какой партии. Ни к какой группировке. Для меня всегда важна в людях любовь к распятой России. Я готов поддерживать всех, любящих Россию, к какой бы группировке они ни принадлежали. Главная идея - Воскресение России".
чтоб действовать, нужно любить,
чтоб любить, необходимо знать то,
что любишь...
Мой любимый политик Петр Аркадьевич Столыпин. Кто на него похож и кто говорит, что “вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия”, тот и будет моим любимым политиком.
"...Чехов нытик. Так же как все советские фильмы последнего периода
существования. Нет ни одного фильма, который бы вдохновлял за Россию. Они делались глазами не сыновьими. И они своего добились. По этим фильмам, так же как и по книгам Чехова, не понять, кто же создал такую великую Россию, которую сейчас грабят десять лет и никак разграбить не могут? Кто создавал оружие, армию, великую культуру? Не понять. Кругом маленькие человечки, которых раздавить ничего не стоит. Где же суворовские чудо-богатыри? Где петровские птенцы? Где покорители Сибири? Ведь Достоевский всеми был осужден еще и за то, что заявил: Константинополь будет наш! Критиковать недостатки надо, но во имя России, а не презирая ее".
"Военный министр принимает парад в пиджачке. Я очень уважаю господина Иванова, он, видно, интеллигентный и порядочный, мне Иванов как человек нравится. Но как это можно так принимать парад? Это то же самое, если бы я приходил к студентам на лекции в кальсонах и босой. Одеваюсь в академию, будто собираюсь на встречу с любимой".
"...Всемогущие Штаты уже Ирак съели, готовятся к атаке на Иран… А наши корабли в это время сдаются на металлолом! Российские парни сегодня только и мечтают о том, как бы «откосить» за любые взятки от армейской службы. Стыдно и больно за Россию… А ведь когда-то у наших солдат был идеальный патриотический дух и мужество! Наполеон говорил:
«Чтобы русского солдата победить, его нужно 5 раз убить»".
"...Сегодня полная демографическая катастрофа. Например, в моем родном Петербурге умирают ежегодно 40 тысяч человек, почти как во время войны. А рождается 20… Мы теряем ежегодно в России 1,5 миллиона людей. Война с Россией, увы, успешно продолжается. Когда я нашел в Петербурге дом, в котором жил в детстве, то увидел там азербайджанцев. Гортанная речь. Играют их дети. Я ничего не имею против Кавказа. Но я ничего не вижу плохого в лозунге «Россия русским». А кому же?! Германия немцам. Израиль евреям. Турция туркам. Япония японцам. Что в этом плохого?!"
"У нас, если человек патриот, ему сразу припаяют клички «националист», «шовинист», обвинив в разжигании национальной розни. Я выступил год назад на Русском соборе в храме Христа Спасителя. Попросил слово на 3 минуты. Хотя все выступали минут по 40. Я сказал: «Давайте будем учиться у наших братьев. Существует лига защиты евреев, лига защиты мусульман. Почему не создана лига защиты русских?» Весь зал, включая духовенство, аплодировал моему призыву стоя. Но в этом году важный иерарх Русской православной церкви (надеюсь, не затронутый ересью экуменизма) сказал: «Глазунов экстремист, не надо его больше приглашать на наш Собор». Какой экстремист?! 25 миллионов наших братьев находится за рубежом, им не дают говорить по-русски, лишают работы. Кто же за них заступится?! От своих взглядов я не отказываюсь, все они изложены в моей книге «Россия распятая»."
Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в
сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой
пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный
лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав:
"Живи!"
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец - Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать - Глазунова Ольга Константиновна. Супруга - Виноградова-Бенуа Нина Александровна (...-1986). Сын - Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична.
 
Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...
 
Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР.
Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений.
 
"
Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.
 
Важный этап творчества художника - иллюстрация литературных произведений Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины - такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова "искать человека в человеке", в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы - сердце человека".
 
Следующий цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу молча, - рассказывает Илья Сергеевич. - Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка - если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично.  
Каждый человек - Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет - документ человеческого духа, реальная форма гуманизма".
 
В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" - лирическая исповедь о пути
к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью.
 
Первым его архитектурным проектом стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Этот проект, резко отличавшийся от других, попался на глаза и приглянулся тогдашнему министру иностранных дел А.А. Громыко. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства. Но за ним оставили только работу над интерьерами. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, неожиданно открылся величественный державный дух русского зодчества, который исходил от столь любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надо даже ездить в Россию, все известно из работ Глазунова".
В начале 1960-х годов И.С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина". Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в столице России в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
 
Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.
 
По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "
самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса, в молодости хорошо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца - орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств - в Мадриде и Барселоне - избрали Глазунова своим почетным членом.
 
И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).
 
"Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения
Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.
 
Живет и работает в Москве.
KMindex
Рейтинг@Mail.ru
все права защищены.
© 2006
lubite-svoi-narod
дизайн - ® 2006
веб-студия
Ideyalist
Hosted by uCoz